Вторник, 23.07.2019, 15:28
Приветствую Вас, Гость
Автор статьи:
 воспитатель
 Челнокова Ю.О.

         Нравственное воспитание средствами физической культуры

     В последние годы проблема нравственного воспитания детей дошкольного возраста приобрела особую значимость. Это вызвано обновлением содержания образования и воспитания дошкольного детства и необходимостью более ранней ориентации и творческого саморазвития личности дошкольника.
     Нравственное воспитание – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребёнка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью.                                                
     Одним из эффективных средств решения задач нравственного воспитания подрастающего поколения в нашем ДОУ№18, являются занятия физкультурой и спортом. Чтобы быть уверенным, что нашим детям будет хорошо в будущем, надо уметь уважать себя и других и учить этому детей. Физическая культура может внести свой вклад в решение этой задачи, т.к. формирование физических качеств, двигательных навыков и умений тесно связано с воспитанием нравственно волевых черт личности. Физически развитый человек, крепкий, сильный, здоровый должен быть добрым, терпимым, должен уметь прийти на помощь к тем, кому она нужна и направлять свои умения и силу только на добрые поступки.                                    
     Формирование нравственности  детей дошкольного возраста осуществляется нашими педагогами в процессе использования различных форм и методов работы с ними на занятиях по ФИЗО: в процессе проведения подвижных игр, эстафет, спортивных турниров и досугов. Наибольший воспитательный эффект оказывают спортивные праздники и развлечения. Данная форма работы позволяет закрепить и обобщить знания и умения детей в рамках определённой темы, объединить детей разного возраста общими чувствами и переживаниями.                                                                                                    
     Подвижные игры, как считают воспитатели нашего ДОУ, являются неотъемлемой частью физического воспитания детей разного возраста. Игра – это школа воспитания. В ней свои «учебные предметы». Одни из  них  развивают у детей ловкость, меткость, быстроту и силу; другие учат премудростям жизни, добру и справедливости, чести и порядочности, любви и долгу. Игра формирует высокую нравственность.  Воспитательное значение подвижных игр усиливается их коллективным характером. Дети объединяются на основе своих переживаний, интересов.
     Игры – не пустое занятие.  Каков ребенок в игре, таким он будет в жизни, поскольку через игру он входит в систему взаимоотношений людей. В процессе игры он усваивает систему норм и правил поведения, овладевает определенными социальными ролями, учиться подчиняться и брать ответственность на себя.
     Духовному единению детей и родителей, детей и воспитателей в нашем ДОУ№18 способствует проведение различных спортивных досугов.                          
     В процессе проведения эстафет совершенствуются не только физические, но и нравственно-волевые качества личности ребёнка, а также дружеские взаимоотношения со сверстниками, командный дух, чувство коллективизма.                                                                                          
     Ознакомление дошкольников с культурой, традициями народов мира в процессе ежедневных физкультурных занятий дает хорошие результаты в воспитании нравственности у дошкольников. Тем самым решаются задачи не только физкультурно-оздоровительного цикла, но и задачи формирования толерантности, чувства уважения и интереса к национальным традициям народов.
     Так же в процесс воспитания нравственности у дошкольников, как считают воспитатели нашего ДОУ№18, важно вовлекать родителей. Самые распространенные формы работы с семьей являются физкультурные досуги. Развитие коммуникативных способностей начинается в семье, в ежедневном общении с родителями, братьями и сестрами, бабушками и дедушками. Играя с детьми, родители помогают преодолеть своему малышу эмоциональные проблемы, развивают уверенность, воображение, ловкость и смекалку, завоевывают доверие и дружбу с ребенком. Любимый вид деятельности детей: подвижные игры - рекомендуются родителям использовать в целях снятия тревожности, агрессии, развития общительности.
     Таким образом, благодаря целенаправленной и систематичной работе по воспитанию нравственности средствами физической культуры у дошкольников нашими педагогами, формируется модель выпускника – здоровая, физически развитая личность с активной гражданской позицией, обладающая социально ценностными качествами и потребностями в здоровом образе жизни с развитым творческим потенциалом и способностью к саморазвитию.
     Нравственное воспитание подрастающего поколения - одна из основных задач общества. Маленький человек входит в сложный многогранный мир, в котором он встречается не только с добром и справедливостью, героизмом и преданностью, но и с предательством, нечестностью, корыстью. Ребенок должен научиться отличать хорошее от плохого. Для этого необходимо сформировать человека с прочными идейными убеждениями, высокой моралью, культурой труда и поведения. Для того чтобы содержание нравственного воспитания было не только воспринято, но и принято ребенком, необходимы адекватные методы, средства, педагогические пути и эффективнее всего для достижения данных целей, приобщение дошкольников к физической культуре.             
     Основные направления в воспитании нравственности средствами физической культуры у детей дошкольного возраста - это:

·        проведения подвижных игр,
·         эстафет,
·        спортивных турниров и досугов,
·        приобщение к культуре и традициям народов мира,
·        работа с родителями.
     Результативность воспитательного воздействия всегда определяется конечным его результатом, который определяется в поведении ребенка.Необходимо всегда помнить, что педагог – «проводник» воспитательных идей («Что посеешь, то и пожнешь»).